ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ “АЛГОРИТМ” И ПРИМЕНЕНИЕ ЕЁ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Миленький Александр Владимирович
Киевский институт связи Украинской
государственной академии связи им. А.С.Попова (КИС УГАС), г. Киев,
Украина
Система АЛГОРИТМ относится к учебным программным продуктам для курса Информатика и предназначена для формирования и развития навыков алгоритмизации не только в процессе изучения этого курса, но и в дальнейшем при решении различных вычислительных задач. Она представляет собой интегрированную интерактивную среду, которая позволяет пользователям оперировать непосредственно с блоками алгоритма, их взаимными связями, проверять правильность функционирования составленной блок-схемы алгоритма в режиме отладки, а также получать и отображать результаты автоматического выполнения алгоритма.
Система АЛГОРИТМ позволяет:
Входящие в состав системы модули арифметического и алгоритмического интерпретаторов осуществляют анализ и реализацию операторов в последовательности, определяемой блок-схемой алгоритма. Поэтому созданный алгоритм не требует превращения в какие-либо промежуточные формы представления и может быть запущен на выполнение самостоятельно. Тем самым обеспечиваются минимальные затраты времени от постановки задачи до получения результатов её решения.
Система обеспечивает возможность создания и выполнения самых разнообразных алгоритмов:
Для освоения системы АЛГОРИТМ учащимися, в принципе, не требуется знание какого-либо языка программирования. Перечисленные выше возможности системы позволяют организовать изучение программирования и выработку алгоритмического мышления, варьируя методическими подходами в широком диапазоне. В КИС УГАС в учебном процессе используется следующий методический вариант. На первом этапе система используется в режиме трассировки для иллюстрации работы заранее созданных простейших алгоритмов. На втором этапе учащийся сам создаёт алгоритм решения относительно несложных задач с помощью упрощенного режима синтеза, когда блок-схема вводится самостоятельно, а операторы, вставляемые в блоки, выбираются из заранее составленного списка готовых операторов. На третьем этапе создаются более сложные одноуровневые алгоритмы (например, сортировки), причем учащийся самостоятельно описывает необходимые переменные, массивы, синтезирует блок-схему и вводит в каждый блок необходимые операторы. На четвертом этапе создаются многоуровневые алгоритмы с целью выработки навыков структурирования решения весьма сложных задач (например, оптимизации). После получения на каждом этапе работоспособного алгоритма учащийся должен реализовать его с помощью языка программирования (в нашем случае — языка Паскаль). Правильность программной реализации алгоритма проверяется по совпадению результатов выполнения.
Система АЛГОРИТМ работает под управлением MS-DOS. Относительно невысокие требования к вычислительным ресурсам позволяют использовать её в большинстве компьютеризованных учебных заведений и на домашних компьютерах.