НОСКІЗ-ДУІКТ ATC |
ATC-СЛУЖБА |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
О телефонистах замолвите слово ...
М .. Айзман , А .. Голышко
Мы живем в интересное время , когда человечество , жизненно нуждаясь в развитии коммуникаций ,
совершенствует их невероятно быстро . Конечно , не все идет гладко : бурно развивается техника ,
постоянно возникают новые услуги , стремительно расширяется их рынок и чуть ли не ежегодно
изменяются сами условия существования телекоммуникационных компаний . И совершенно
естественно , что при этом не обходится без трений или конфликтов . Об одном из них ,“тлеющем ” в
Москве , и пойдет наш рассказ .
Представьте себе такую ситуацию ...
Пример первый . Человек купил компьютер и модем , заключил договор с компанией — поставщиком
услуг Интернет и за относительно небольшую плату стал пользоваться всеми благами ,
предоставляемыми этой сетью через самую простую телефонную линию . Короче , он чувствует себя
хорошо и находится в центре всех мировых событий , как вдруг узнает , что ОАО “”(Открытое
акционерное общество “ городская телефонная сеть ”) собирается ввести повременную
плату за пользование услугами местной телефонной связи . Это же просто крах ! Ведь теперь оплата
такой услуги будет совсем другая . А если этот человек — студент (, инженер и т . п .)?
Пример второй . У того же человека есть дети , которые любят поиграть через Интернет , благо таких
развлечений там хватает . Но опять эта повременная оплата ... Адети , между прочим ,—цветы жизни .
Пример третий . Чем чаще человек работает в сети Интернет , тем больше информации ему хочется
получать оттуда . Но уж очень низкоскоростные и вообще неважные у нас телефонные каналы . Ну как
тут обмениваться видеоинформацией , если скорость обмена — кадр в день или около того ?! В
результате человек вынужден сидеть чуть ли не сутки , чтобы “” из Интернет что -
объемное , да он еще и платит за это ! А ведь на горизонте уже маячит не к добру помянутая
повременная оплата .
Пример четвертый . Я , например , вообще не знаю вашего Интернет . Мы в университетах не
обучались . Вечером , чтобы позвонить по своим делам , я просто поднимаю телефонную трубку , но
после набора нескольких цифр мой вызов сбрасывается . А то и вообще после поднятия трубки идет
сигнал “”. Изаэто “” ядолженплатитьМГТС ? И , чем дальше , тем больше ?
История вопроса
Хватит примеров . Как говорит Жванецкий ,“аможет , в консерватории что - изменить ?”
“, изменить !” — слышим мы многоголосый призыв демонстрантов у здания московской
мэрии . К тому же мы регулярно читаем публикации в прессе , где выдвигаются требования оградить
пользователей компьютерных сетей ( заодно и малоимущих , в частности пенсионеров ) от произвола
монополиста телефонной связи и предлагается не только отменить повременную оплату , но и
разделить МГТС на несколько компаний . Как считают недовольные , вместо реконструкции своей
старой сети МГТС пускает народные деньги неизвестно куда , да еще постоянно повышает плату за
свои услуги . Акругтех , кто использует телефонную сеть общего пользования для получения доступа
в компьютерные сети , постоянно расширяется . В силу специфики работы с компьютерными сетями (
прежде всего с Интернет ) и низких скоростей передачи информации в сети МГТС такие пользователи
при введении повременной оплаты действительно будут вынуждены платить существенно больше .
Как же развивались сети МГТС и Интернет и почему так конфликтно пересеклись пути их развития ?
Московская городская телефонная сеть входит в десятку крупнейших телефонных сетей мира , аее
возраст составляет уже более 115 лет . Развивалась МГТС , как , впрочем , и вся российская
телефонная сеть общего пользования (), в основном экстенсивным способом : прокладывались
новые кабели , строились новые АТС (......, и устаревшего типа , но зато много ). В результате МГТС
( и вся ТфОП ) состоит в основном из аналогового оборудования ( АТС в ее составе
порядка 10%) и медных кабелей . Они хоть и не обеспечивают высоких скоростей передачи
информации , но собеседника по ним обычно слышно . Любителям старины скажем следующее : в
устных преданиях , сохранившихся в МГТС , говорится о том , что в Москве до сих пор лежит — и
работает !—телефонный кабель производства 1902 г . и что лишь недавно была демонтирована АТС
образца 30-х годов .
Можно долго говорить о том , почему так все запущено . Новэтомневиноватниктоиз 20 тыс .
телефонистов , работающих в МГТС . Им уже досталось такое наследство .
Тенденции развития
Вообще - упреков за отсутствие усилий по модернизации телефонной сети МГТС , пожалуй , не
заслужила . Полная реконструкция такого большого хозяйства ( парк устаревших АТС и
транспортную сеть ) требует колоссальных средств и усилий . При этом надо помнить , что нарушать
телефонную связь сразу у всех абонентов ( их сейчас более 4 млн ) нельзя . Тем не менее
реконструкция будет проводиться в Москве поэтапно . Об этом уже сообщала пресса и неоднократно
говорили руководители МГТС . На первой стадии реконструируется “2-я миллионная ” зона , аее
абоненты будут переведены в “6-юмиллионную ”(сейчас в Москве нет телефонных номеров ,
начинающихся с цифры “6”), затем абоненты “ миллионной ” зоны будут переведены во “2-ю
миллионную ” ит . д . Реконструкция подразумевает не только смену парка устаревших АТС , но и
создание принципиально новой , волоконно - транспортной сети с кольцевой структурой ,
которая упростит решение проблем с соединительными линиями ( них мы поговорим ниже ).
Помимо всего прочего , АО “” продолжает ежегодно вводить в строй 60—70 тыс . новых
телефонных линий , выполняя при этом весь комплекс сопутствующих работ . По последним
сообщениям , правительство Москвы поставило перед ним задачу ввести в действие к 2000 г . до 200
тыс . новых телефонных линий . Аналогичные работы проводят и другие московские телефонные
операторы , в том числе и совместно с МГТС . Все это вместе с технической поддержкой и
эксплуатацией сети тоже нуждается в больших инвестициях . Однако до сих пор тарифы на услуги
МГТС регулировало государство и оплата по ним не покрывала существующих затрат даже на
поддержку сети . Понятно , что введение повременной оплаты поможет выправить это положение .
Цель данного мероприятия — создать условия , при которых те , кто больше загружают сеть ,
соответственно и больше платят за это . Можно не соглашаться с размером и формой оплаты , но сам
принцип ее остается единственно верным в современных условиях . Почему ? Да потому , что в этом
случае оператор сети будет наконец материально заинтересован в увеличении объема
пропускаемого трафика . Парадокс в следующем : сейчас оператор заинтересован в уменьшении
загрузки сети , поскольку тогда и сеть работает лучше , а отказов и износа оборудования меньше —
следовательно , техническим службам спокойнее , аденьгитеже .
Причины конфликта
Еще в 60-х годах на Западе дальнейшее развитие аналоговых телефонных сетей было признано
бессмысленным . Там начала развиваться цифровая телефония . ВМосквеже ( ее громадной , но уже
устаревшей телефонной сетью ), где сосредоточены основные потребители услуг связи , в последние
годы потребности в телекоммуникациях растут небывалыми темпами , аэто , разумеется , обостряет
многие проблемы . Именно поэтому появилось достаточно много коммерческих операторов ,
предоставляющих в том числе и услуги телефонии . Модернизация ТфОП столицы назрела давно , но
в любом случае этот процесс займет длительное время и потребует значительного объема
инвестиций .
Компьютерные сети намного моложе телефонных . Популярная же ныне сеть Интернет родилась в
конце 60-х годов из проекта сети с коммутацией пакетов ARPANET, создаваемой для нужд военного
ведомства США . Позднее умные люди догадались о ее потенциальных возможностях и ей был
придан статус международной . А о применяемых в ней протоколах TCP/IP не слышал только тот ,
кому это неинтересно . Но особо подчеркнем следующее : с самого начала и по сей день сеть
Интернет () строилась как выделенная сеть , не имеющая отношения к телефонным
сетям , и лишь в процессе роста интереса к ней со стороны пользователей она стала накладываться и
на ТфОП .
Массовое распространение на планете персональных компьютеров , особенно в 90-хгодах , привело к
возникновению других компьютерных сетей . ВМоскве , например , существует созданная группой
энтузиастов сеть “”. И таких примеров можно привести много . Однако основной проблемой
компьютерных сетей всегда был дефицит сетей доступа . В качестве такой сети и стала
использоваться на местном уровне уже хорошо развитая к тому моменту коммутируемая телефонная
сеть . Это был логичный и экономичный путь внедрения компьютерных сетей в жизнь современного
человека .
Процесс развития средств и сетей связи показал , что по мере совершенствования современных
технологий и телефонные и компьютерные сети становятся мультисервисными . Сейчас нет
абсолютно ничего необычного ни в передаче данных по коммутируемой телефонной сети , ни в
возможной трансляции голоса через Интернет . В результате совершенно закономерного
объективного процесса , который идет во всех развитых странах , телекоммуникационные операторы
перестают быть узкоспециализированными . Именно с этим связано происходящее сейчас на Западе
слияние крупнейших телекоммуникационных операторов , и поэтому можно уверенно говорить о том ,
что узкоспециализированные поставщики услуг связи не имеют будущего . Уже сейчас зарубежныеспециалисты прогнозируют , что в ближайшие пять лет почти 100% услуг по доступу , например , всеть
Интернет будут обеспечиваться только крупными телекоммуникационными компаниями .
Так в чем же антагонизм между рассматриваемыми сетями ? Дело в том , что ТфОП элементарным
образом перегружается при массовом использовании ее владельцами компьютерной техники , и , хотя
таких пользователей сравнительно немного , нагрузку они генерируют высокую , причем главным
образом за счет нетипичности последней для ТфОП . Почему ? Во все времена телефонные сети
всегомираи , разумеется , России проектировались исключительно для предоставления услуг
телефонии . Общеизвестно , что для ТфОП России средней нагрузкой , создаваемой одним
квартирным абонентом сети , считается 0,1 эрл , а корпоративным абонентом ( угодно —
хозрасчетным ) — 0,25 эрл . При всем этом телефонный разговор должен иметь продолжительность
не более 3 мин . Честно говоря , это уже довольно большая нагрузка . Например , в сетях подвижной
связи она принимается в несколько раз меньше . В отличие от обычных абонентов пользователи
компьютерных сетей занимают телефонные линии в течение длительного времени , измеряемого
часами , ато икруглымисутками ! Низкие же скорости передачи информации , получающиеся при
использовании существующих телефонных линий , еще больше увеличивают это время . Известно ,
например , что с помощью МГТС компьютеры , как правило , могут обмениваться информацией со
скоростями 9,6 идаже 19,2 Кбит /, аиногда ивыше , но бывает и 4,8 Кбит /. К сожалению , это зависит
не только от типов применяемых модемов и электрических характеристик телефонных кабелей , но и
от возможностей аналоговых АТС , которых в сети подавляющее большинство ( чем уже говорилось
выше ). Лишь абоненты современных цифровых телефонных сетей могут работать на более высоких
скоростях (......,56 /), да и то желательно , чтобы между АТС , абонентом и международным
каналом Интернет не были задействованы участки МГТС .
При использовании ТфОП для доступа к компьютерным сетям возникает своеобразная
отрицательная обратная связь : владельцы компьютеров перегружают и без того низкоскоростные
телефонные каналы связи , анизкиескоростипередачи , всвоюочередь , увеличивают и без того
длительное занятие канала связи , приводя к еще большей перегрузке сети . И , чем хуже телефонная
сеть , тем сильнее она страдает от подобных пользователей . А ведь нашу сеть строили последние
100 лет . Ну что ж , недовольным ее характеристиками для доступа в Интернет надо было выдвигать
свои требования в году , этак , 1947-м , алучшедажегде - в 1934-м . Надеемся , всвязисэтимне
нужно говорить о вероятных последствиях для них .
Но и это еще не все . Перегрузить коммутируемую телефонную сеть можно еще проще , чем это
кажется . Сейчас МГТС имеет радиально - структуру , когда все АТС (500)
соединяются с телефонными узлами входящего и исходящего сообщений . Последние же , соединяясь
каждый с каждым , образуют невероятно сложную паутину . Перегрузка ТфОП и происходит
непосредственно в соединительных линиях между узлами телефонной сети . Поэтому при любом
увеличении нагрузки (......, при подключении сети подвижной связи ) требуется соответствующее
увеличение мощности всех соединительных линий между всеми узлами сети ( Москве это обходится
примерно в 500 долл . на одну вновь присоединяемую линию ). Но даже этого мало .
Коммутируемая телефонная сеть строится по принципу неполнодоступной схемы , когда число
обслуживаемых абонентов существенно больше числа соединительных линий , проходящих между
АТС и телефонными узлами . При этом имейте в виду , что каждая конкретная абонентская линия
имеет доступ далеко не ко всем соединительным линиям , выходящим из АТС . Кроме того , для
исходящей связи ( именно она в первую очередь представляет интерес для пользователей
Интернет ) задействуется только половина существующих соединительных линий . В результате лишь
седьмая часть всех обслуживаемых данной АТС абонентов может разговаривать по телефону
одновременно , причем не более 3 мин ! Заметьте , чтотолькоэтиусловияиобеспечивают
нормативные показатели по числу отказов в сети в часы наибольшей нагрузки (). А здесь совсем
уж нетрудно понять , что парализовать исходящую связь на конкретной АТС может сравнительно
небольшое число пользователей , работающих (......!) в Интернет одновременно . Тут мы и получим
вариант , когда при поднятии абонентом телефонной трубки он услышит сигнал “”,
свидетельствующий об отсутствии свободных соединительных линий .
Конечно , реконструкция коммутируемой телефонной сети , без сомнения , улучшит технические
характеристики последней , но будет ли это панацеей от проблем , рассматриваемых в данной статье ?
Совершенно определенно , что нет ! Ведь владельцы компьютеров , использующие ТфОП , для ее
операторов всегда являются незапланированной и нежелательной категорией абонентов как в
настоящее время , при фиксированной абонементной плате , так и в будущем , при повременной . В
любом случае характер и структура ТфОП мгновенно не поменяются и при определенном количестве
любителей Интернет и других подобных сетей она всегда будет перегружаться . Иэтонетолько
проблема Москвы — с ней сталкиваются и Лондон , иНью -. Вот где - в глубинке , где
компьютеров немного , ее пока нет ( говорится , на нет и суда нет ). Никто не сомневается и в том , что в Москве число владельцев компьютеров будет расти . Соответственно увеличится и количество
желающих приобщиться к работе с какими - компьютерными сетями . Аэтоужесерьезно . Мы
должны прогнозировать возможную работоспособность ТфОП , и даже уже имеющийся опыт
заставляет нас делать это .
Когда , например , одна из ведущих североамериканских телефонных компаний объявила о
предоставлении свободного доступа к сети Интернет за сравнительно небольшую фиксированную
плату , это вызвало резкий приток пользователей . В результате в сети компании произошел массовый
отказ . Такой опыт есть и у нас . Вспомните , как в начале 1997 г . по телевизионному каналу РТР шли
передачи так называемого “ ТВ ”. Их вел Александр Гурнов , который предлагал
телезрителям звонить в студию по указанному на экране телефону . В результате того , что
телеведущему удалось сделать действительно интересную передачу , многочисленные звонки
москвичей так перегрузили МГТС , что на последней отключилось несколько 100-тысячных узловых
районов . Даже не каждый регулярно случающийся в городе обрыв кабельных коммуникаций приводит
к таким последствиям .
Последний случай наглядно показывает , что нарушить телефонную связь в Москве можно и без
Интернет . Ну а с Интернет это сделать еще проще . Таким образом , сегодня в столице происходит
резкий рост потребностей в доступе к компьютерным сетям , за которым не успевает развитие ТфОП .
Но последняя и не должна успевать за этим ростом , поскольку изначально предназначалась ,
проектировалась и строилась исключительно для оказания услуг телефонии . Уже сейчас пора
говорить о невозможности дальнейшего развития услуг доступа к Интернет через коммутируемую
телефонную сеть Москвы .
Пути решения
Что делать ? Все предельно просто : пользователи компьютерных сетей должны работать через
активно развивающиеся сейчас специализированные сети передачи данных со скоростями на
магистральных линиях до 155 и 622 Мбит /2,5 Гбит /. Правда , пока они удовлетворяют
прежде всего потребности корпоративных пользователей , но только в Москве их уже чуть ли не
десяток :“Голден Лайн ”, “......”, “-......”, “......”, “-”, “ Один ”,
“-” идр . Более того , в отдельных столичных сетях уже широко применяются
современные технологии Frame Relay иАТМ . Да и МГТС после реконструкции своей телефонной сети
планирует заняться тем же самым .
Как правило , на последнем участке доступа все указанные сети применяют инфраструктуру так
называемых “......проводов ” МГТС , но они не используют коммутируемую телефонную сеть ! Апо
обычной медной паре в Москве уже предоставляются услуги передачи данных со скоростью 128
Кбит /c, аподвум ( и по одной )—2 /.
Эти же сети с успехом можно использовать и для обеспечения доступа , например , к сети Интернет .
Причем его можно организовать не только по “........... проводам ”, но и по обычным абонентским
линиям , откуда выход в сеть передачи данных осуществляется перед АТС . Крупные корпоративные
пользователи , как правило , получают этот доступ по волоконно -......линиям .
Вот это действительно прогрессивный путь развития глобальных сетей типа Интернет , поскольку , во -
, позволяет разгрузить ТфОП , аво -, предоставляет пользователям
высококачественный доступ к компьютерной сети со скоростью до 2 Мбит / ивыше . Все зависит лишь
от качества международного канала связи , на который выходит используемая сеть .
Но захотят ли обладатели компьютеров подключаться к сетям передачи данных ? Конечно , это
дорогое удовольствие : стоимость аренды канала в России пока превышает аналогичные показатели
в других странах . Но другого пути нет , потому что в Москве сейчас работают около 100 тыс .
пользователей Интернет (, связанные с перегрузкой ТфОП ). По прогнозам ,
в ближайшие годы это число увеличится на 500%. Конечно , некоторая часть пользователей — это
отдельные крупные компании , получающие высококачественный доступ к Интернет , как правило , не
через ТфОП . Но все равно это не снимает проблему .
Источники конфликта
Введение повременной оплаты за услуги местной телефонии , помимо получения некоторого
материального удовлетворения МГТС , должно стимулировать переход части его пользователей к
получению аналогичных услуг через специализированные сети передачи данных . Владельцы же
последних , всвоюочередь , должны быть заинтересованы в притоке новых клиентов , поскольку
большинство корпоративных пользователей Москвы уже охвачены их услугами . Им надо переходить
на обслуживание нового , более массового слоя пользователей , а конкуренция между операторами
закономерно приведет к снижению тарифов . Давление же со стороны пользователей компьютерныхсетей на телефонные компании скорее приведет не к снижению тарифов , а к еще большему их
увеличению при особо длительном занятии линии .
Доступности сетей передачи данных во многом способствует уже начавшееся кое - создание
локальных сетей на уровне жилых домов (). Такие сети значительно легче подключить к
высокоскоростному каналу передачи данных какой - специализированной сети . Известно , что в
Москве жильцы некоторых домов кооперируются для подключения к сети Интернет через
радиоинтерфейс или с помощью кабеля минуя МГТС . Как говорят , спасение утопающих — дело рук
самих утопающих . Рано или поздно , но за это возьмутся и телекоммуникационные компании . Так что
претензии к телефонным операторам , вобщем -, не по адресу . Но кто - же собирает любителей
Интернет на улицах с соответствующими плакатами ? Как говорил дедушка Ленин ,“политика — это
концентрированная экономика ”. Поэтому найти особо недовольных введением “......”—дело
несложное . Ими , например , могут быть так называемые вторичные поставщики услуг сети Интернет :
все описанные выше процессы , безусловно , отражаются на росте их доходов и , более того , в
перспективе даже могут сделать их самих и вовсе ненужными . По сути своей в
телекоммуникационном мире Москвы они являются типичными компаниями -......,
арендующими доступ к сети Интернет у какого - первичного поставщика услуг ( имеет
международный канал ) и серийный телефонный номер у какого - телефонного оператора . То есть
они не обладают своей сетевой инфраструктурой ( не строили ее ), а само их существование
обусловлено либо нерасторопностью в работе операторов телекоммуникационных сетей , либо
отсутствием соответствующих служб у последних . Конечно , это явление , скорее всего , временное .
Пользователи же остальных компьютерных сетей (......,“ФИДО ”) далеко не столь
многочисленны . Они придумали , как загрузить ТфОП в собственных интересах , но если в связи с
ростом этих интересов может ухудшиться () качество телефонной связи во всем
городе , то почему бы не взимать с них деньги за это ? В противном случае , если этот вариант им
кажется дорогим , пусть они построят свою собственную компьютерную сеть , не выходящую на МГТС .
Положа руку на сердце , можно констатировать , что никто из недовольных , разумеется , не может
упрекнуть МГТС в лишении их услуг телефонии . Их просто заставят платить больше за
использование коммутируемой телефонной сети не по назначению .
Что в итоге
Теперь поговорим о появившихся требованиях разделить ОАО “” на несколько операторских
компаний (, мол , в момент разовьют ТфОП до невиданных высот ). Скорее всего , этобылобы
выгодно каким - его рыночным конкурентам . Однако МГТС спроектирована и построена как
единая сеть , которую просто невозможно разделить технически . Ведь если разрезать , кпримеру ,
арбуз хотя бы пополам , то два арбуза все же не получится . Поэтому все , кто связан с проблемами
телефонии , ксчастью , понимают , что такое деление ( бы даже оно удалось ) быстро приведет к
максимально интенсивному и нескоординированному использованию появившихся “” МГТС , а
следовательно , к наискорейшему параличу всей ТфОП Москвы . Потом , как говорится , мы все вместе
будем пытаться ответить на традиционный вопрос :“Ребята , кто шил костюм ?”
Итак , введение повременной оплаты за услуги местной телефонной связи , разумеется , создаст
определенные трудности для пользователей компьютерных сетей , которые получают доступ к ним
через ТфОП и создают здесь несвойственную телефонной сети нагрузку . Однако это явится началом
процесса перехода таких пользователей к операторам специализированных сетей передачи данных ,
для чего , собственно , последние и предназначены . При этом пользователи действительно получат
услуги лучшего качества и ТфОП не пострадает . Да и саму повременную оплату телефонные
операторы вводят конечно же не по собственному почину — она лишь отражение политики
государственного регулирования в области связи .
Следует иметь в виду , что для пенсионеров и малоимущих всегда существует возможность
компенсации со стороны городских или государственных структур , поэтому их можно исключить из
списка недовольных введением повременной оплаты . Выходнаэкстренныеслужбы (01, 02, ...), а
также “ доверия ” всегда будут бесплатными и не только у ОАО “”(это предписывает
имеющаяся у операторов государственная лицензия ). Требования студентов , кричащих о
действительно небольших размерах своих стипендий , также звучат несколько странно , если
припомнить стоимость используемых ими компьютеров и модемов . В отношении недовольства ,
возникающего со стороны владельцев компьютеров , можно с уверенностью сказать , что никакой
телефонный оператор и не брал на себя обязательства по обеспечению доступа к сети Интернет или
любым другим сетям ! На определенном этапе он лишь шел навстречу таким пользователям , пока
интересы последних не пошли вразрез с интересами существующей телефонной сети по
поддержанию ее работоспособности . А все абоненты ТфОП ( частности , те , перед которыми в
ответе МГТС ) вовсе не должны получать менее качественные услуги изза 2—3% своих коллег ,
желающих работать в Интернет . Попробуем проиллюстрировать эту ситуацию . Допустим , хозяева дома пригласили вас в гости , авы
привели с собой своих друзей , которые стали немного этот дом громить , то со стороны хозяев вполне
логичным является требование хотя бы заплатить за потери . Или , например , к вашему “......”
( трактору К -701) прицепится несколько тысяч любителей санного спорта ( нет в Москве
достойных гор с трассами !), то рано или поздно вы все вместе забуксуете . Авпрочем , приводить
подобные примеры можно до бесконечности .
Телефонная связь давно и прочно вошла в жизнь современного человека . И если в наших домах
отключить , например , электричество , телефон , телевидение , газ , воду и канализацию , то , уверяем
вас , жалобы от жильцов поступят в первую очередь именно на отсутствие телефонной связи . Потому
что это единственный массовый вид интерактивных услуг , который позволяет решать все другие
проблемы (......, газом , водой и пр .). Так давайте относиться к нему соответственно , и
пусть никто не уйдет обиженным .